«О чем не говорят другие бизнес-тренеры» Часть 2

 

Практик практику рознь!

Мы будем говорить о практиках средней ценовой ниши, т.к. в данной нише, мы пришли ранее к мнению, и стоит искать себе тренера.

Практиков, в свою очередь, мы делю на два типа:

Опыт продаж+тренерства в экспертизе и Опыт продажа в экспертизе.

Опыт продаж + тренерство в экспертизе – это кандидаты, которые имеют значительный критический опыт в продажах и управлении персоналом на различных позициях, которые затрагивают тематики их тренингов, а так же работали в данных направлениях на позиции тренера.

Данный соноправленный опыт полезен в том, что тренер имеет экспертизу знаний и навыков того, что он доносит до участников своих тренингов, а так же практическую работу тренера по развитию навыков того чему он обучает. Т.е. каждодневная работа тренера при взаимодействие и плотном участии с обучаемыми, постоянное погружение в изменяющийся рынок обучения, продаж, управления являются огромными плюсами для вас!

Такие тренеры, как практики, очень полезны для проведения навыковых тренингов, ведь они могут обращаться не только к опыту участников, но и к своему, связывать с преподаваемым материалом и темами, что дает лучшую «продажу» тренинга и усвоение материала.

Но есть тут и свои минусы -  как правило, данные кандидаты бывают значительно «зашорены» в рамках своего опыта и мировозрения, тех стандартов и методов, полученных в Компании. И если есть что-то, что необходимо адаптировать под ваши запросы, то они будут с пеной у рта доказывать, что то, что они предлагают верно, и нужно менять все под их предложения.

Где взять данных кандидатов?  Рынок обширный: сейчас штатных тренеров очень много. Можно выделить Компании FMCG, страхование и банки. Последние два направления стали активно сватать к себе штатных тренеров последние 5 лет, но могу сказать, что соотношение уровня заработных плат по рынку труда и того, кто туда идет работать -  их специалисты не достаточно сильны. Так же отличается специфика активных продаж. Возможно, в других статьях об этом поговорим более подробно.

Поэтому, мы бы рекомендовалитренеров из FMCG рынка, не потому что мы сами от туда,  а потому что там система обучения поставлена достаточно давно, все техники и тренинги пришли именно из этого рынка десятилетиями назад и большинство Компаний ориентируются при формировании отделов развития сотрудников именно на них.

Я лично, могу порекомендовать не менее 6-8 человек, а это прилично. И на последок, в FMCG Компаниях система обучения сотрудников линейная, т.е. руководитель обучает аудиторно и коучит своими силами и так выше по ступеням, а это дает вам поле для маневра, ведь есть ряд руководителей, которые не являются тренерами по специальности, но прошли «Тренинг для тренеров» и очень в этом успешны.  И если вы ограничены в бюджетах, то можно найти таких «товарищей» под ваши проекты, но все же это не полноценные тренеры с каждодневным опытом.

Перейдем ко второму типу тренеров-практиков «Опыт продажа и управления в экспертизе».

Тут двоякое ощущение о них как специалистов. Это могут быть кандидаты, которые отработали в различных Компаниях в продажах и управлении достаточно успешно и решение податься во фрилансеры на вольные хлеба и здесь необходимо понять, как их научили в тренинговых или консалтинговых услугах самому тренерству. Или это могут быть самоучки: разные директора, руководители, которые работают и параллельно проводят обучение -  но резонные вопрос: Если вы до сих пор работаете на серьезных должностях и рулите серьезными проектами и находите время на преподавание?! То у меня возникает еще один вопрос о том, зачем вы тогда нужны на постоянном месте работы!?

Еще один пример под занавес:

Есть кандидат с критическим опытом продаж более 2-5 лет – это было более 5-10 лет назад, но как тренер развит в консалтинге давно! Я бы такого не приглашал, если вам нужен тренер с экспертизой! Какая может быть у него экспертиза, если рынок каждый год меняется и его опыт уже не имеет актуальности, будь то опыт КАМа или ТП, менеджера по продажам или консультанта.

Есть исключения из правил, и мы не зацикливаемся на том, что тренер обязан обладает экспертизой в том, что он вещает. Есть единицы, обладающие громадной харизмой и отличными тренерскими навыками, которые нивелируют опыт в продажах или управлении персоналом. Но их единицы  и найти их не просто.

Резюмируем:

Лучше теоретиков – это практики, хоть с каким-то опытом того, что они несут в массы и здесь нужно искать баланс и в навыках тренера и в экспертизе.

По себе можем сказать, что тренинги проводили в разных направлениях, имея значительный опыт в FMCG, и когда были предварительные обсуждения с заказчиком программ обучения, то возникали вопросы о том, справимся со спецификой продукта или услуги, отличающиеся от рынка FMCG. Ответами, подготовленными программами и доказывал свою состоятельность, т.к. широкий кругозор, вариативность, креативность подходов и адаптивность к окружающей действительности помогали подготовить правильное решение и дать нужный результат в обучении.